• ШизофренияТранзиторные расстройстваАффективные расстройства
  • Психиатрия и обществоОтношения с больнымСемья и психиатрия
  • АнтипсихотикиСпектр обследованияАдаптированность пациента
  • Интеръер отделенийТерритория отделенияТворчество пациентов
 
  • Что это такое
  • Женское отделение
  • Мужское отделение
  • психотерапия
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно-поведенческая психотерапия – суть которой то, что причиной психологических, личностных, психических расстройств есть не что иное, как внутренние, часто неосознанные, дисфункциональные убеждения и установки человека.

  • Основные цели

    • уменьшение или полное устранение симптомов психического, эмоционального расстройства

    • снижение вероятности возникновения рецидива после завершения психотерапии

    • повышение эффективности фармакотерапии

    • решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического, эмоционального расстройства, либо предшествовать его появлению)

    • устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений, установок человека, коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения

  • Задачи психотерапевта помочь клиенту

    • осознать влияние мыслей на эмоции и поведение

    • научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними

    • исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие ("за" и "против")

    • заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли

    • обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок

Схематично когнитивную модель заболевания можно описать так: изначально ограниченные когнитивные ресурсы индивидуума при воздействии стрессовой нагрузки приводят к снижению интегративной производительности индивидуума и развитию болезни.

Особая роль принадлежит КПП в лечении пациентов ППЭ. В этом случае используются классические поведенческие и когнитивные техники: составление распорядка дня, оценка мастерства и удовольствия, техника градуированных заданий, модификация убеждений, способствующих снижению мотивации к деятельности и изменениям.

Клиническая диагностика и лечение больных с использованием КПП могут быть разделены на два этапа: подготовительный и терапевтический.

  • Подготовительный этап объединяет различные аспекты:

    • Включение – знакомство, работа по созданию доверительных отношений

    • Психообразование – нацеленно на информирование о психических расстройствах и обучение методам совладания со специфическими проблемами, с которыми сталкиваются больные

    • Составление когнитивной концептуализации – исследование событий в прошлом и настоящем пациента, которые аффилированы с развитием и поддержанием болезненной симптоматики

    • Финальный аспект подготовительного этапа – достижение с пациентом соглашения, касающегося специфических приоритетных целей лечения

Лечение продуктивных расстройств

Целью является модификация патологической связи между болезненными симптомами и искаженными убеждениями пациента.

  • Такой подход предполагает применение множества техник:

    • Подбор доказательств "за" и "против". Совместное с пациентом исследование доказательств "за" и "против" его убеждения, подбор альтернатив к свидетельствам "за" и выделение наиболее адекватного объяснения

    • Поведенческие эксперименты

    • Техника ABC. Приобщаясь к модели ABC, пациенты обучаются разделять "А" (активирующее событие, имеющее искаженные интерпретации) от "B" (собственно интерпретации), что позволяет осознать влияние искаженных интерпретаций на эмоции и поведение "С" и обнаружить позитивные и негативные последствия данных интерпретаций

    • Постановка другой перспективы. Пациенту предлагается поставить себя на место других людей, особенно тех, кому он доверяет, или рассмотреть свои убеждения с возможных других точек зрения

    • Модификация дисфункциональных когнитивных схем

Лечение негативных симптомов

  • Модель нейрокогнитивного дефицита

    • Коррекция осуществляется путем применения методик, основанных на двух основных подходах: компенсаторном и восстановительном

      • Компенсаторный подход ориентирован на развитие сохранных когнитивных процессов, которые должны замещать функции пораженных или играть роль "протезов"

      • Восстановительный подход включает применение поведенческих методик, направленных на тренинг когнитивных и социальных функций

  • Модель дисфункциональных установок

    • Эта работа рассчитана на долгосрочное сотрудничество врача с пациентом и его семьей, которое направлено на формирование у членов семьи, включая больного, адекватного представления о сроках лечения и достижении долгосрочных целей (например, трудоустройство, проживание отдельно от родителей, создание семьи и т.д.)

Заключение

Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает улучшить лекарственный комплайенс, не противопоставляя себя психофармакотерапии и гибко дополняя ее использование. Данное направление психотерапии благодаря своей четкости, структурированности, выработке рабочей гипотезы и плана психотерапии хорошо сочетается с использованием бригадных форм помощи. Когнитивно-поведенческая психотерапия наиболее близка медицинской модели психотерапии и заслуживает более широкого внедрения в работу разных звеньев психиатрической службы.

Психолог 10 отд. Минько Т.А.

2025